Связь времен в иранской культуре

Порой говорят, что древняя Персия не имеет никакого отношения к современной, что период до арабского завоевания считается в Иране временем «джахилийи» - эпохой религиозных заблуждений и ему не уделяется никакого научного внимания. К счастью, это не так.

В каждом крупном городе работает по нескольку музеев, многие из которых посвящены доисламской эпохе. Плата за вход берется символическая, поэтому посетителей всегда много. В основном это иранцы, которые стали активно ездить по своей стране. Всплеск внутреннего туризма привел к тому, что заброшенные караван-сараи стали переделываться в комфортабельные гостиницы.

Сейчас модно давать новорожденным имена не мусульманские, а персидские. Все реже можно встретить маленьких Мохаммедов, Ахмедов или Хасанов... Как и две тысячи лет назад, родители водят за ручку детей по имени Сиявуш или Дараюш, Зарбану или Тахмине...

Интересуются персы и тем, кто они и откуда пришли. Они хорошо осведомлены об Аркаиме и Синташте. Иранцы - мусульмане, но не забывают и о зороастризме. Любопытным моментом в шиизме является вера в Скрытого Имама, второе пришествие которого должно произойти незадолго до конца света, - прямая параллель как с зороастризмом, так и с христианством!..

Связь времен в стране не прервалась, хотя поводов для этого было предостаточно. Ее завоевывали македонцы, арабы, тюрки, монголы... И тем не менее иранцы сохранили свою самобытную культуру. Во времена самых страшных испытаний иранская земля рождала таких великих людей, как Омар Хайям, Саади Ширази, Хафиз, Авиценна... В Ширазе можно наблюдать, как к мавзолеям поэтов приходят толпы людей и подолгу читают стихи над могильной плитой. Ничего подобного не увидишь ни в России, ни в Европе.

Не удивительно, что и сейчас персидская культура рождает великих людей. В послереволюционном Иране выросла большая плеяда крупных кинорежиссеров. Их картины взяли немало «золотых пальмовых ветвей» в Каннах.

Вот парадокс! При шахе была свобода творчества, но снимались исключительно пошлые копии голливудской продукции. Революция же создала условия для появления множества талантливых творцов, но развернуться им не дают, и это очень обидно.

Мохсен Махмальбаф вынужден был снимать некоторые свои фильмы за пределами страны лишь потому, что в них показывается обнаженное тело. Его шедевр «Крик муравьев» делался в Индии.